27 января – день освобождения Аушвица-Биркенау, или Освенцима. Думаю, что вряд ли найдется человек, которому было бы незнакомо это слово, ставшее нарицательным и прочно ассоциируемое с понятием концлагерь. Официально признано 23 лагеря, хотя считается, что их было намного больше: несколько тысяч лагерей и гетто. Абсолютно противоестественное уничтожение человека человеком. Один из величайших парадоксов бытия. Человек может отправлять другого в газовую камеру, и человек может спасать другого ценой своей жизни. Всякий раз мы решаем, какими нам быть. Эти слова принадлежат великому австрийскому психиатру, философу, ученому Виктору Франклу, который сам провел 3 года в лагерях Дахау, Освенцим и Терезиенштадт. Миллионы людей погибли в лагерях, но многие выжили. Как? Каким образом? – самый важный человеческий вопрос, возможно, более важный, чем Кто виноват? Или Что делать? Что такое есть в человеке, что позволяет ему «быть вопреки», что позволяет ему выживать, несмотря на самые невероятные обстоятельства? – отвечая на этот вопрос, Франкл создал свою поразительную жизнеутверждающую теорию логотерапии. Франкл писал, что «нет ничего в мире, что позволяло бы преодолевать внутренние и внешние проблемы человеку, нет ничего, кроме сознания иметь задачу – что вы нужны в этой жизни. Независимо от того в каких обстоятельствах вы живете, - вы должны жить».
У каждого из нас есть своя задача, свое предназначение, свой талант, который не может быть выражен иначе, чем обратившись вовне, связывая нас с нечто большим, чем мы сами – с миром, другими, вселенной.
У Франкла есть пьеса «Синхронизация в Биркенвальде», там поднимается очень важный вопрос сути человечности: должен ли, имеет ли право человек на отмщение. За несправедливость, которая состоялась в его адрес, должен ли он ради соблюдения баланса отвечать на зло злом. Действует ли принцип «око за око»? и Франкл в этой пьесе приводит пример печати Каина, которую Бог поставил на его челе. Казалось бы для того, чтобы все люди видели негодяя, преступника, чтобы вели себя соответственно по отношению к нему. Однако ж нет: это печать милосердия, чтобы люди видели, что Господь уже наказал его. И что для того, чтобы прекратились убийства, нужно прервать цепь насилия. Это особенно актуально и в наши сложные дни.
Логотерапия говорит о многом, и в первую очередь о смысле человеческого бытия, о сути предназначения, об ответственности и свободе, о нечто большем, чем я сам. Благоговение перед жизнью, ежедневный ответ на многочисленные вопросы, ею задаваемые, попытки встроить себя в огромную картину мироздания через мельчайшие детали собственного присутствия, - все это увлекательное и сложное дело, которому есть смысл себя посвятить, раз уж выпало счастье и бремя быть человеком.