Notice: Undefined offset: 2 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Notice: Undefined offset: 1 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Логотерапия Виктора Франкла
Московский Институт Психоанализа
Профессиональная Гильдия Психологов

Смыслоориентированный подход к тренингам.

Титов А.В., Титова Ж.Г., 16 октября 2013
Жизнь каждого из нас, как и вся жизнь на земле имеет смысл.
- Какой?
- Ответ на этот вопрос человек находит сам.

     Цель данной статьи – показать, как принципы и методики смыслоориентированного подхода можно использовать не только в психологическом консультировании, но и в тренинговой работе. Смысл имеет важное и интересное свойство, на котором и основана эффективность применения данного подхода. Несмотря на то, что с одной стороны смысл всегда надличностен и невидим, с другой стороны именно смысл «заземляет» человека, показывая ему направление конкретных действий и предоставляя критерии для оценки их правильности.

     Несколько слов об истории создания данного подхода и его основных положениях. В его основе лежат концепции экзистенциальной философии С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Шелера, А. Камю, М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра. Их идеи развивали такие выдающиеся психологи гуманистического направления, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Э. Фромм. Каждый из этих философов и психологов внес в развитие смыслоориентированного подхода весомый вклад. Но главной и наиболее практичной составляющей данного подхода является логотерапия, разработанная всемирно известным врачом-психотерапевтом, бывшим узником нескольких фашистских концлагерей В. Франклом. Он доказал, что одной из главных мотиваций человека является стремление найти и реализовать смысл своей жизни. Франкл не только обосновал и подтвердил успешной терапевтической практикой, но и ярко продемонстрировал собственной жизнью тот факт, что смысл может быть найден в любой ситуации, какой бы трагичной и безысходной она ни казалась. Франкл также показал, что люди нуждаются не в лишенном трудностей и напряжения состоянии комфорта, а в здоровом напряжении, сопровождающем стремление к высокому смыслу. Такое стремление и делает жизнь человека насыщенной и плодотворной.

     Франкл предложил свой взгляд на человека как на единство трех измерений: физического, психического и духовного. Все три измерения одинаково важны, но организующая и направляющая роль отводится духовному или ноэтическому измерению (от греческого слова noos – разум). Ноэтическое измерение включает в себя все то, что, собственно, и делает человека человеком: любовь, аутентичность, творчество, призвание, смысл, свобода выбора и ответственность за него, воля, этический кодекс, совесть и т.д. Совести Франкл отводил особую роль и называл ее «органом смысла», поскольку она позволяет человеку обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в каждой ситуации.

     Ноэтическое измерение – это источник ресурсов для личностного роста и изменений. Именно благодаря качествам этого измерения мы имеем возможность управлять собой и своей жизнью: находим смысл, ставим себе задачу, принимаем решение и действуем. Поэтому основная задача смыслоориентированного тренинга – переместить фокус сознания человека на ноэтическое измерение и активизировать его качества.

     Для этого сначала необходимо переключение мышления участников тренинга с привычной обусловленности и ограничений на поиск и реализацию имеющихся возможностей. Пока человек находится в позиции «не могу» (потому что было плохое детство, окружение, обстоятельства, мало способностей и т.д.), ему сложно что-то менять – человек искренне считает, что он не в состоянии управлять изменениями в своей жизни. И первым шагом здесь является самодистанцирование. Человек должен увидеть, что его бессилие не является частью его самого – это лишь чувство, возникающее в определенных обстоятельствах, которое при желании можно преодолеть или трансформировать. Для этого могут быть применены такие логотерапевтические техники как сократический диалог, дерефлексия и парадоксальная интенция. Когда человек видит, что он не есть его проблема, тогда приходит и понимание, что и как можно изменить. При регулярной практике самодистанцирования, т.е. умении смотреть на себя со стороны, развивается способность к самосознанию и самонаблюдению, которая в дальнейшем помогает справиться с широким кругом психофизических проблем.

     Следующий важный трансформационный момент – это расширение понимания свободы. Участникам тренинга предлагается рассмотреть две стороны свободы: «свободу от» и «свободу для». У каждого человека есть в жизни то, что ему не нравится, доставляет ему беспокойство и приносит проблемы. Можно привести немало примеров того, как люди прилагают большие усилия, чтобы получить освобождение от всего нежелательного, что есть в их жизни. Они стремятся к «свободе от»: от надоевшей работы, от собственных недостатков, от неподходящих людей, от давления обстоятельств и т.д. Но чаще всего освобождения не наступает: поскольку смысл свободы не найден, негативный фокус внимания привычно находит новые ограничения и борьба возобновляется.

     Стремление к «свободе от» не раскрывает целостности свободы как таковой и не всегда является основой для создания желаемого будущего. Участникам тренинга предлагается сделать акцент на «свободу для» - свободу, направленную в будущее. «Свобода для» подразумевает под собой внутреннее понимание того, зачем нужна эта свобода. Для какого нового направления необходимо создать пространство? Какие новые задачи будут в нем ставиться и решаться?

     Неотъемлемый дар “свободы для» дает человеку одну из самых волнующих и мотивирующих возможностей – снова и снова совершать выбор для реализации своих жизненных смыслов. Уникальность этой возможности в том, что совершая эти выборы с полной личной ответственностью за результат, человек может создать в своей жизни что-то принципиально новое. С одной стороны это создает напряжение, а другой – дает ощущение себя значимым и уникальным творцом, по-настоящему включенным в процесс жизни. Ведь никто, кроме самого человека, не может находить и выполнять стоящие перед ним жизненные задачи.

     Да, человек может быть не свободен от обстоятельств, от влияния окружающих его людей, от своего прошлого, но он всегда свободен в занятии позиции по отношению ко всему этому. И решение, что думать, каким ему быть и в каком направлении двигаться в каждый момент «здесь и сейчас» принимает сам человек. Франкл описывает это так: «Можно отнять у человека все, кроме одного: последней из человеческих свобод – свободы в любых обстоятельствах выбрать, как к ним отнестись, выбрать свой путь» [2].

     Смыслоориентированный подход всегда делает упор на здоровое в человеке, на его возможности и ресурсы. Трудности и препятствия не игнорируются, но работа направляется на нахождение и расширение «точки опоры». После рассмотрения негативных ситуаций и обстоятельств показывается, что проблемы – это еще не все, и, обращая внимание на то, что всегда есть еще и что-то хорошее, можно получить гораздо более объективное и конструктивное видение реалий и возможностей своей ситуации.

     Особенность и сила смыслоориентированного подхода в том, что он работает не на уровне симптомов или проблем и даже не на уровне убеждений – он работает на уровне жизненных позиций и мировоззрения. Поэтому для того, чтобы осуществить по-настоящему серьезные изменения в своей жизни, участникам тренинга предлагается поставить перед собой следующие вопросы:

- Кто я? Как я могу себя определить?
- Что я думаю о себе? Как я себя воспринимаю?
- Какова моя жизненная позиция? Активная – созидательная или пассивная – ожидающая?
- Какова моя жизненная динамика за последние годы: позитивная или негативная?
- Каковы мои главные ценности? На чем я стою? Каковы мои опоры в жизни?
- Ради кого и ради чего я живу?
- В чем я вижу свою главную жизненную задачу?
- Какое место в моем сознании занимает будущее? Вижу ли я его как результат своей жизненной стратегии?

     Для изменения жизненной позиции на более ответственную и созидающую Франкл предложил использовать так называемый «экзистенциальный поворот». Суть его в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен с другой стороны. Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Не человек должен вопрошать, в чем смысл его жизни и ситуаций, почему он несчастен, зачем вокруг так много страданий и т.п. Это он сам находится под вопросом: жизнь запрашивает его, и задача человека - находить достойный ответ. Любая ситуация рассматривается как запрос и призыв: «Что я должен сделать? Какая из имеющихся возможностей самая лучшая?»

     Жизнь не есть нечто смутное и неопределенное — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент. Эта конкретность свойственна и человеческой судьбе: у каждого есть уникальная и неповторимая, и при этом конкретная жизненная задача. Вокруг можно увидеть немало примеров того, что наибольших результатов, наибольшей самореализации достигают те, кто хорошо понимает свою жизненную задачу и может в соответствии с ней выстраивать свою повседневную деятельность.

     Этот экзистенциальный поворот несет в себе силу и открывает большие возможности – он подобен ключу от замка, который открывает двери обыденного и ведет в неизведанное и интересное. В процессе тренинга участникам предлагается выбрать проблему, увидеть в ней запрос ситуации и сформулировать содержащуюся в нем задачу. На завершающем этапе тренинга для данной задачи вырабатывается конкретный план действий.

    Практика показывает, что смыслоориентированный подход является эффективным инструментом в тренингах личностного роста, а также и в коучинговой работе, потому что люди, которые принимает в них участие, как правило, нацелены не столько на решение своих проблем, сколько на поиск новых идей, на самосовершенствование, на развитие отношений и своего дела. Принципы и методы данного подхода создают пространство для личностного роста участников: люди становятся более зрелыми, осознанными и ответственными, поскольку в процессе тренинга активизируются их глубинные личностные ценности и смыслы. Такая активизация в той или иной форме приводит к улучшению качества жизни, потому что нахождение смысла – это всегда соединение внутреннего видения, внутреннего согласия и внешних перспектив, которое порождает новые подходы к решению жизненных задач. Появляется больше ясности в том, какие именно перемены действительно необходимы, каким нужно быть и что нужно сделать, чтобы эти перемены произошли. Более того, остается навык создавать пространство для развития и в дальнейшем – в жизни всегда есть возможность становиться еще более творческим и плодотворным.

Список литературы:
1. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994.
2. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – Спб: Речь, 2000.
3. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2009.
4. Франкл В. Воля к смыслу. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.
6. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение. — М.: Психотерапия, 2007.
7. А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. Экзистенциальная психология. — М.: Инициатива, 2005.

все публикации

Новости

03.03.17
Торжественное мероприятие "СКАЗАТЬ ЖИЗНИ ДА"
подробнее
15.09.16
Конгресс «БУДУЩЕЕ ЛОГОТЕРАПИИ» 23-25 сентября, Вена
подробнее
06.09.16
Марафон смыслоориентированной жизни и психотерапии
подробнее