Notice: Undefined offset: 2 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Notice: Undefined offset: 1 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Логотерапия Виктора Франкла
Московский Институт Психоанализа
Профессиональная Гильдия Психологов

Путешествие к зрителю фильма «Танцевать, чтобы жить»

Сергей Куцевалов, автор сценария и режиссер фильма, 11 июля 2016
       Когда принимаешься за создание нового документального фильма, то на первом этапе ты ещё горишь материалом, горишь темой, весь поглощен процессом съемок и всеми вытекающими отсюда проблемами. Мысли о том где, кому и как ты будешь показывать свой фильм к тебе ещё не приходят. Ты думаешь о том, что тот день когда придет этот час, и ты должен будешь показать свой фильм первому зрителю наступит не скоро. Ведь впереди у тебя еще так много смен, ты можешь себе позволить ещё снимать, ещё искать пути и решения, чтобы выразить на экране то, что ты хотел сказать зрителю. Но заканчиваются съемки, фильм проходит все необходимые фазы процесса постпродакшена, и ему пора отправляться к своему зрителю. Но кто он этот зритель? На кого направлено твое кино? Конечно, отправляя заявку в соответствующую организацию, от которой мы надеемся получить финансирование (грант) на наше кино, мы пытаемся описать эту целевую аудиторию, которая жаждет почему-то только одного - поскорее увидеть этот фильм. Но можем ли мы этом этапе создания фильма, когда только еще зарождается тема, оценить и понять, что за зритель будет смотреть наше кино? Кому оно действительно необходимо, а кто пройдет мимо него, совершенно не задумываясь? Расскажу небольшую историю путешествия к своему зрителю нашего фильма «Танцевать, чтобы жить» (Продюсерский центр Делай Фильм).

       Этот фильм начался с идеи, идея о его создании возникла в Центре социокультурной анимации «Одухотворение», занимающимся инклюзивными танцами с людьми с ограниченными возможностями. В октябре 2013 года волонтер Центра «Одухотворение» Ирина Крылова вышла с этой темой на Ярмарке Идей, которую впервые тогда проводил фестиваль активистского кино «Делай Фильм». Сейчас уже сложно говорить, чем эта тема меня взволновала, но вместе с продюсером фильма Марией Мускевич, буквально на следующий день по истечении Ярмарки Идей, мы взялись за создание этого фильма, название которого уже тогда фигурировало в теме, предложенной Центром «Одухотворение», как «Танцевать, чтобы жить». Не буду сейчас рассказывать об истории создания этого фильма, это отдельная тема для разговора, а моя задача сейчас другая. Скажу только, что в ноябре 2015 года на Третьем Международном фестивале активистского кино «Делай Фильм» на дизайн-заводе «Флакон» состоялась премьера документального фильма «Танцевать, чтобы жить». На этой премьере побывали представители Московского института психоанализа, в частности, Светлана Штукарева, координатор программы логотерапии и экзистенциального анализа Московского института психоанализа и Института Виктора Франкла (г. Вена, Австрия), председатель координационного совета Профессиональной Гильдии психологов, сертифицированный супервизор. И с этого момента Гильдия психологов и институт Психоанализа взяли наш фильм под свое пристальное внимание. С их стороны фильм был назван почему-то «логотерапевтическим», обязательным к просмотру психологов-логотерапевтов. В декабре прошлого года фильм был показан в стенах Московского института психоанализа, где нам был вручен специальный сертификат Профессиональной Гильдии Психологов, в котором была отмечена «творческая работа по созданию документального фильма «ТАНЦЕВАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ», имеющего большую психологическую и общечеловеческую ценность». Автору сложно говорить об оценке, которую дают его произведению, дадим лучше слово нашему зрителю:

       Светлана Штукарева, координатор программы логотерапии и экзистенциального анализа Московского института психоанализа и Института Виктора Франкла (г. Вена, Австрия), председатель координационного совета Профессиональной Гильдии психологов, сертифицированный супервизор: «В основе фильма опыт самого режиссера, решившего научиться танцевать с девушкой на инвалидной коляске. Казалось бы – нет ничего проще, ведь у тебя есть ноги, ты ловчее, сильнее, возможностей больше. И ведь нет: мы видим, что для того, чтобы танцевать нужно что-то большее, чем ноги, ведь настоящий танец – это не витиеватые па, это явление танцующих душ, звучание душ. Фильм наполнен красками, звуками, смехом, мыслями. Он не про инвалидов, он про красоту, доброту, смешную неумелость распорядиться ногами, когда они есть, и полет тогда, когда ноги не нужны, про дружбу, преданность. Это фильм про Человека. Слишком разного, чтобы можно было привести его к каким-то определенным рамкам, стандартам, нормам...»

       С показа фильма «Танцевать, чтобы жить» в институте Психоанализа началось его путешествие через логотерапию к своему зрителю в различных регионах России и СНГ. И самыми первыми пришли вести из ближнего зарубежья (Казахстана).

       25 декабря 2015 года премьера фильма «Танцевать, чтобы жить» в г. Алма-Аты, Казахстан состоялась в рамках конференции «Практическая психология в новом измерении».

       Юлианна Сагдиева, логотерапевт, психолог, арт-терапевт (г. Алма-Аты, Казахстан): «Тема, затронутая в фильме, не оставила равнодушным ни одного из участников просмотра. Как целостны и удивительны герои фильма Сергея Куцевалова "Танцевать, чтобы жить". И они нужны нам, чтобы мы в свою очередь, могли проявить свою Человечность...»

       Далее начало происходить самое интересное, люди, до этого меня совершенно не знавшие, стали находить меня на моей странице в Фейсбуке, они рассказывали, что наслышаны о нашем фильме, хотели бы показать в рамках того или иного мероприятия, просили разрешение на его показ. После того как это разрешение было получено, мы обсуждали технические моменты, в некоторых случаях возможности общения со мной через скайп после показа фильма.

       20 января 2016 года в Центре Виктора Франкла (г. Санкт-Петербург) состоялась премьера фильма «Танцевать, чтобы жить».

       Екатерина Вульфсон, куратор Центра Виктора Франкла (г. Санкт-Петербург), преподаватель программы «Логотерапия и экзистенциальный анализ» Московского Института Психоанализа и Института Виктора Франкла (г. Вена, Австрия), Представитель Профессиональной Гильдии Психологов (г. Санкт-Петербург): «Все зрители посмотрели фильм на одном дыхании и с улыбкой на лицах. Это фильм показывает инклюзивные танцы, где в парах танцуют люди с физическими особенностями и волонтеры. Но, для каждого зрителя фильм стал особенным по-своему – он, действительно, очень многогранный. «Танцевать, чтобы жить» не просто фильм о танцах. Это и фильм-вызов, и фильм-взгляд. Он предлагает задуматься о том, какие мы – люди, и о том, остаемся ли мы теми, кем себя считаем, когда рядом видим человека с физическими особенностями...»

И за прошедшие полгода наш фильм показали в Челябинске, Алма-Аты (Казахстан), Санкт-Петербурге, Иркутске, Самаре, Перми, Рязани, Ростове-на-Дону, Азове, Красноярске. Но вернемся к нашим зрителям:
       Ольга Маркова, психолог, (г. Иркутск): «В феврале этого года в городе Иркутск, в образовательном центре “Со-знание” прошло значимое событие - показ фильма Сергея Куцевалова “Танцевать чтобы жить”. Значимость события выразилась в отклике, который фильм оставил в сердце зрителя. Фильм посвящен людям с ограниченными возможностями здоровья, но просматривая его начинаешь задумываться о собственном взгляде на жизнь в целом, на окружающих людей, на самого себя. Потому что фильм - не про ограничения, а про разнообразие мира, про силу жизни, духа, человека, про стремление к движению, как внутреннему, так и внешнему...»

       Елена Гладковская, психолог-консультант, представитель центра Виктора Франкла в г. Ростове-на-Дону: «Первый раз я увидела фильм «Танцевать, чтобы жить» на премьере в Московском институте психоанализа 12 декабря 2015 года. Приятным дополнением после просмотра стало общение с режиссером Сергеем Куцеваловым и одной из героинь фильма Ольгой Волковой. Меня удивило, насколько легко и смело мы обсуждали сложные для нас темы. Я видела, что ребята вкладывают всю душу в эту работу, они показывают нам, что мы тоже можем быть пригодными для чего-то важного и ценного. Мне кажется, фильм, как прожектор, освещает нам наши уголочки души, где живет сострадание, любовь к людям, милосердие, добро… Для меня это пример того, как мы можем взращивать в себе Человека с большой буквы…
       25 марта в рамках проведения выставки «Упрямство духом» в Донской Публичной библиотеке Ростова-на-Дону был показан фильм «Танцевать, чтобы жить». После просмотра нам удалось задать вопросы и пообщаться с Сергеем Куцеваловым, режиссёром фильма. Собравшиеся тепло благодарили за фильм и интересовались дальнейшей судьбой его героев... Сам фильм произвел на зрителей сильное впечатление. Это фильм-рассуждение с долгим послевкусием. Смотря на инвалидов, мы по-другому оцениваем свою жизнь. И учимся быть здоровыми и сильными Человеками...»


Теперь, когда наш фильм целенаправленно идет к своему зрителю и, смею предположить, находится еще в начале этого пути, взглянув на проделанную работу уже немного со стороны, хочется задаться вопросом: чем же он все-таки привлекает зрителя? И на этот вопрос лучше ответит сам зритель - Светлана Штукарева, координатор программы логотерапии и экзистенциального анализа Московского института психоанализа и Института Виктора Франкла (г. Вена, Австрия), председатель координационного совета Профессиональной Гильдии психологов, сертифицированный супервизор: «Этот фильм имеет удивительные тайнички, которые раскрываются даже не во время просмотра, а потом, гораздо позже...
Фильм совершенно не располагает к тому, чтобы анализировать непростую жизнь инвалидов, у него другие задачи:
- показать гармонию там, где не ожидаешь её увидеть; это тайник номер один.
- бросить вызов стереотипу понятий преимуществ и недостатков, поставить под сомнение имеющуюся систему оценок; это второй тайник.
- относиться к текущему, как к явлению. Это не само собой разумеется: видеть необычное в обычном – тайник три.
- уметь находить себе учителей среди тех, кто никак не похож на таковых, но может ими стать именно для тебя – это четыре.
И еще одна важная вещь: научиться видеть. Фильм дает такой шанс стать более «видючим», проникать за слои и препятствия, опираться на них, а не сетовать. Он кидает вызов личной гордыне, самолюбию и тщеславию, обращая твой взгляд на что-то куда более ценное...»


       Никогда ещё в своей небольшой практике режиссера-документалиста я не сталкивался с разбором своего фильма специалистом-психологом, но когда в конце лета 2014 года мы с нашей командой только приступали к съемкам «Танцевать, чтобы жить», смею предположить, мы негласно об этом думали, ведь наше кино это кино не про инвалидов, оно о Красоте мира, той Красоте, которую надо уметь находить в повседневной жизни. Ведь наша жизнь, как и танец в этом фильме не стоит на месте, надо найти ритмы окружающего мира, которые будут созвучны именно твоей душе, тогда она, твоя жизнь заблестит новыми необычными красками. Что касается сегодняшнего дня — мы будем следить и дальше за судьбой нашего фильма, за его путешествием к зрителю, и в дальнейшем расскажем о новых встречах.



все публикации

Новости

03.03.17
Торжественное мероприятие "СКАЗАТЬ ЖИЗНИ ДА"
подробнее
15.09.16
Конгресс «БУДУЩЕЕ ЛОГОТЕРАПИИ» 23-25 сентября, Вена
подробнее
06.09.16
Марафон смыслоориентированной жизни и психотерапии
подробнее